25 ноября 2024, понедельник
Областные новости

 

 

 

 

Культура

05.03.2018

Платки теперь из пуха особо не носят, а на плечи – купить можно

Раскрытая тайна бабушкиного сундука

Недавно посетил я Телегинскую библиотеку, чтобы сдать прочитанную книгу и взять другую, и невольно был вовлечён в одну интересную историю, связанную с нашим селом и Сурским краем.

   В помещении библиотеки моё внимание привлёк оживлённый разговор между заведующей библиотекой Екатериной Чугуновой и бывшей учительницей школы Любовью Буныгиной, которая сейчас на заслуженном отдыхе, но много лет занимается изучением истории села. В руках у Екатерины был платок из козьего пуха ручной вязки с чудесным переплетением ажурного узора. А подарила ей этот платок её мама Галина Григорьевна Прусакова, проживающая в Берёзовке, которая извлекла платок из сундука Катиной бабушки. В сундуке он пролежал очень долго, но однажды во время очередной уборки Галина Григорьевна в бережно завёрнутом свёртке обнаружила это вязание. К нему прилагалась записочка, где бабушка просила передать платок своей внучке, что и было, спустя годы, сделано. И вот платок в руках у Кати, о том, откуда он появился, и шёл оживлённый разговор моих односельчанок.

УЧИТЕЛЬ-ТО ЗНАЕТ

   Вообще судьба пухового платка имеет далеко уходящие в историю корни. Любовь Николаевна рассказала о том, что Пензенский край славен этим изделием. Так, платок ручной вязки из козьего пуха с традиционной ажурной каймой (а у каждого мастера был свой почерк вязания), когда-то пользовался особым расположением русских императриц. Основала этот пуховый промысел в 19 веке Мавра Ивановна Ремизова-Архунова в с. Оленевка. До революции в Пензенском уезде пуховязальным промыслом занималось 200 человек. Помещица Мерлина, владевшая Терновской артелью, поставляла эти платки на Российский рынок и за границу (Париж, Берлин, Лондон). Во второй половине 20-го века пуховязальная фабрика имела 8 отделений, 2 из которых (артели) находились в сёлах Телегино и Крутец нашего района.

ЕЩЁ О МАЯКОВСКОМ

   О том, как работала пуховязальная артель в с. Телегино писала губернская газета «Сталинское знамя», ныне «Пензенская правда», как о положительном факте. Удивительно было узнать, что сам Владимир Маяковский отразил когда-то тему пухового платка в своём творчестве. Есть стихи «По городам Союза», которые он написал во второй свой приезд в Пензу. Вот эти строки (полное сочинение в трёх томах, т. 2. стр. 135) - нам напоминание.

   - А под вензелями в старенькой Пензе

     Старушечьим шёпотом дышит базар,

     Перед нэпочкой баба седа

    Отторговывает копеек тридцать:

    - Купите платочек! У нас завсегда

     Заказывала сама царица… 

БЫЛО ДЕЛО

   Вывод из сказанного простой – пуховый платок, доставшийся Кате из бабушкиного сундука – не только лишь вязаное памятное изделие. Он – напоминание о том времени, когда каждая семья занималась каким-то делом. Вязали платки, варежки, носки, шарфики, свитеры, кофточки, чтобы не замёрзнуть, живя в холодном климате. А плоды пухового промысла согревали особым теплом: в полотно, узоры платков вязальщицы вкладывали свою душу, прилагая всё старание и мастерство, чтобы их труд ценился по достоинству. Пуховое производство на дому (члены артели работали в основном на давальческом сырье) было выгодным, как и содержание так называемых пуховых коз, порода которых не у каждого была. Вязали, правда, многие умельцы платки и из овечьей шерсти, которую мыли, отвозили на чёску, потом пряли и сматывали в мотки и клубки, а с осени начинали вязать. Конечно,  коз и овец тогда имелось на подворьях в достатке.

ДОРОГОЙ КОЗЁЛ

   Незабываемая картина осталась в памяти селян, когда вечером, встречая стадо, на горизонте многие видели его вожака – козла внушительных размеров, отличающегося своим экстерьером. Его уверенный топот копыт дружно поддерживали следовавшие за ним козы, овцы и бараны, создавая неописуемый эффект умного стада. Козёл тот принадлежал Василию  Матюхину. Держал он «красавца» за его великолепные пуховые качества и ежедневно самолично провожал пастись. Хозяин регулярно козла «причёсывал», собирая ценный пух. Свой главный козырь козёл передавал следующим поколениям своих «детей», и такие козы были в цене.

 УЖЕ НЕ ВЕРНУТЬ?

   И вот оно, наше настоящее. Исчезли стада коров, забыты овцы, которых можно встретить разве что в нескольких подворьях. Да и козы уже не в большой чести. А те, что имеются у кого и сохранили генетику козла дяди Васи, уже не интересуют владельцев с пуховой точки зрения. Выведут козу на улицу, привяжут к колу или столбу, и стоит она, покрытая клочьями пуха, словно её собаки драли. Жаль, что нет пока таких предпринимателей, чтобы козьим пухом занимались. С другой стороны – кому в наших местах этот пух нужен (хорошо, что в ряде регионов сохранились такие традиции). Платки теперь из пуха особо не носят, а на плечи – купить можно. Да и вязать платок – дело тонкое, мастерства требует и большого терпения, а мастериц-то уж прежних и нет. Вот и остаются пуховые платки из бабушкиных сундуков в память о прошлом. А оно богато было рукодельными людьми и промыслами. А о пуховом, что пензенский край прославил, даже и Маяковский, как мы видим, писал. А насчёт моей заметки скажу: может её кто-то сохранит в музейных альбомах, чтобы через много лет она напомнила о крупицах истории села, которую трепетно держали в библиотеке в руках Е.Н. Чугунова и Л.Н. Буныгина, и которая, доставшись в наследство от бабушек, достойна памяти…

Виктор Хлопин, с. Телегино.

Оставить комментарий