Одним из главных праздников у христиан является Пасха. У этого праздника длинная и богатая история, он существовал еще до распространения христианства у древних евреев, в память освобождения от египетского плена. Затем этот праздник переняли и христиане. Сначала день Пасхи связывали с «тайной вечерей» и последовавшими затем страданиями Христа, а с V века её стали праздновать как светлый и радостный праздник «Воскресения Христова». Это нашло отражение в торжественных и своеобразных пасхальных обрядах. Крестьяне также стали связывать его со своим хозяйственными делами и заботами, и Пасха, как самый большой церковный праздник, дополнился весенними обрядами и игрищами. Правда весна у земледельца - горячая и трудовая пора, и он, отпраздновав день – другой, спешил в поле. А праздничные дни шли чередой, один за другим, и каждый день отмечался особым обрядом.
Понедельник и вторник считались «купальными», обливали и опрыскивали водой беспечных парней и девок, проспавших утренний молебен. Среда называлась «градовой». Поговорка этого дня гласила: «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников. Пятница – «прощенный день», друзья и родственники приносили друг другу свои повинности. Именно в этот день, ребята из театрального клуба «Лицедей» под руководством работников культуры Любови Бабуриной и Александры Сураевой после праздничной Литургии провели урок в храме «Великий праздник – Пасха». Ребята напомнили прихожанам историю возникновения праздника, прочли стихи и поздравили присутствующих с этим Великим праздником. Настоятель храма протоиерей Иаков (Рыбчич) одарил детей сладким угощением и подарил «Молитву за родителей», пригласив ребят чаще посещать церковные богослужения.
В субботу «Светлой седмицы» молодые селяне праздновали «вьюношник», т. е. «юношеский» день. Молодежь гурьбой обходили дворы недавно обвенчанных пар, пели заздравные песни, славили молодых, просили гостинцы. Обойдя село, выходили за околицу и заводили хороводы, игры, парни мерялись силой, девки состязались в плясках. А на Красную Горку, которой заканчивалась праздничная неделя, обычно играли свадьбы.
Весьма печально, что в селе все реже стали играть свадьбы, а молодежь, закончив школу и уехав в город, не спешит возвращаться в родные села. Забываются многие обычаи наших предков, когда было и «делу - время и потехе – час».
Слава Богу, что Правительство области объявило выходным днем празднование Радоницы, со всех концов, словно птицы, спешили в родные места земляки, поклониться могилам своих предков.
Впереди до Вознесения, у нас еще месяц пасхальных дней. У Пасхи, как и любого христианского праздника, светлое и благородное назначение – возвышение христианского вероучения, укрепление его благодатных нравственных начал и правил. Торжественностью и величием пасхальных обрядов и церемоний это устремление достигает высшей степени.
Наталья Шульгина.