2018 год является юбилейным для Колышлея. Рабочему посёлку исполнится 120 лет. Нам кажется, что это много. Но по историческим меркам – это небольшой период.
За 120 лет наш посёлок сильно изменился, он преобразился и похорошел. Но каким же он был во времена своего основания, как развивался, как жили в нём люди? Предлагаю всем желающим познакомиться с историей Колышлея, в которой отразилась история всей страны.
Когда же был основан наш посёлок? Какие документы могли стать основанием для того, чтобы мы считали ту или иную дату годом образования Колышлея? Это могли быть постановления, воспоминания старожилов или решения. Большое внимание истории возникновения Колышлея уделял историк-краевед Евгений Васильевич Бочкарёв. Именно он в своих воспоминаниях писал так: «Продолжительное время господствовало мнение о том, что Колышлей возник в 1898 году. Основывалось оно на свидетельских показаниях старожилов - ветерана железнодорожного транспорта Петрова, бывшего начальника железнодорожной станции Тельнова, рабочего Зеленова и других. Они утверждали, что железнодорожное движение через Колышлей пошло в 1898 году. Несколько позднее сердобский краевед Семён Петрович Никишов пишет о том, что временем возникновения Колышлея можно считать 6 ноября 1896 года».
Первые же сведения о деревне Колышлей, которая имела три названия (Колышлей, Ивановка, Кайсаровка) восходят к 1710 году. В некоторых статьях газеты «Трудовая честь» рассказывалось о первых упоминаниях о деревне Колышлей. Их находили в переписях 1717 – 1718 годов. «В деревне Колышлее за Алексеем Петровым, сыном Вердерьевским, двор его помещиков с 32 человеками деловых и 8 дворами крестьянских, с 15 человеками обоего пола…».
«Место, на котором расположен сейчас посёлок, было полем. Точных данных не имеется, но при строительстве железной дороги, движение поездов на участке Ртищево – Сердобск открыто 20 июня 1894 года»,- так пишет сердобский краевед Никишов, зам. председателя исторической комиссии Сердобского района. В 1894 году пошли первые маленькие поезда(их называли «кукушка»), состоявшие из 13 вагонов.
Историк-краевед Евгений Васильевич Бочкарёв в статье «Страницы истории» давал такую информацию: «В книге Артёмовой и других «Факты, события, свершения» 1988 года издания говорится, что движение поездов по линии Пенза – Сердобск началось в 1896 году. Это не отвергает в принципе дату Никишова. Ведь движение по отдельным участкам дороги могло быть и было. Также там были и первые поселения строителей и жителей, что подтверждают жители посёлка. Это подтверждается и в книге «География основания посёлка Колышлей Пензенской области» под редакцией Игоря Ивановича Курицына и Николая Александровича Марденского: «В 1895 – 1896 г. г. прокладывается меридиональная железная дорога Рузаевка – Пенза – Сердобск». Есть и другая версия о том, что движение, якобы, было открыто через Колышлей в 1898 году. Откуда появилась эта версия? На этот вопрос дал ответ в своей статье Евгений Васильевич Бочкарёв: «Колышлейский район образовался в 1928 году. В 1988 году население праздновало 60-летие района и 90-летие посёлка. Колышлей является райцентром. Возможно, от этого совмещения праздников и появился 1898 год, который мы считаем годом образования Колышлея».
Так откуда же пошло название «Колышлей»? Очевидно, что станция Колышлей – от деревни или от реки Колышлей. Ведь самая близкая от станции была деревня Колышлей, она же Кайсаровка. Пензенский краевед Михаил Сергеевич Полубояров в сборнике «Поиски и находки» делает большой и обстоятельный анализ происхождения названий райцентров нашей области. Краевед склонен считать, что название «Колышлей» связано с «дохристианским» именем мордвина Калаша, который мог иметь на реке свои «ухожаи». Историк-краевед Бочкарёв уточнял: «Отпадает версия о Колышлее как о «голом месте». Природа нашего края в то время была довольно богатая. В верховья Хопра царь посылал специально сторожевые отряды, чтобы охранять корабельные леса. Много леса извели в XIX – XX веках. Помещики выкорчёвывали леса и расширяли площади под посев зерновых для продажи. Много также было повырублено и сожжено леса для производства поташа (выщелоченная зола применялась для выделки мыла, дубления кожи, производства фарфора, стекла и текстиля). В небольшой деревне Колышлей (Кайсаровка) в начале 18 века среди нескольких десятков жителей был один человек по специальности поташник. Больше импонирует колышлейцам версия перевода «Колышлей» краеведа Пензы Петра Васильевича Зимина. Он считает, что название наш посёлок носит от «реки, рыбного места». Действительно, многие источники подтверждают, что реки нашей местности были богаты разнообразной рыбой. В них водились: лещ и сом, стерлядь и голавль, окунь и язь ... Известно, что Екатерина II писала в Пензу, чтобы ей прислали стерлядку – «уж очень хороша ушица пензенская!» Итак, станция Колышлей унаследовала своё название от одноимённой деревни и реки.
Продолжение следует...