26 ноября 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Культура

25.06.2018

На месте площади имени Ленина в Колышлее раньше находился базар. Крестьяне из деревень Сущёвки, Кайсаровки, Названовки и других везли на базар зерно, которое за бесценок скупали купцы

Продолжение. Начало на нашем сайте от 13.06.2018 г.

Первоначально проектировали построить станцию в деревне Трескино. Но помещики Дурново, Акимов и другие не дали согласия на это. Они не хотели вырубать свои красивые сады. Первостроителями на станции Колышлей были крестьяне ближайших сёл, а также завербованные люди. Историк-краевед Евгений Васильевич Бочкарёв в статье «Колышлей. Начало» писал: «Обманом завербованные люди сами рыли для жилья в земле ямы. В ямах нары, на них нет ни соломы, ни рогож, под боком доска, под головой кулак. Кормят рабочих вонючей солониной. От дизентерии и тифа гибнет большое количество рабочих». Весь огромный объём земляных работ выполнялся вручную, подвозка балласта, щебня, шпал и рельсов проводилась на лошадях. Эти данные были взяты краеведом в журнале «Современник» из статьи «Опыт отучения людей от пищи».

   В наших местах в то время ведущую роль играло село Трескино. Но появляется станция Колышлей, имеющая возможность доставлять по железной дороге грузы и людей, и забирает себе главную роль. Биографии станции и посёлка неразделимы. Бегущие с севера и юга поезда медленно втягивались на пристанционные пути. Усталые паровозы отдувались белым паром. Колышлей поил их, давая силы для нового броска – кому на юг, кому на север. Вместе со строительством железнодорожной линии строилась станция. Благодаря ей рос посёлок. Возможность быстрого сообщения с городом привлекала к посёлку многих торговцев. Они были в числе первых жителей Колышлея. Строили торговцы свои добротные дома в основном на том месте, где сейчас в посёлке расположены улицы Советская и Московская. Дома строили и ремесленники, крестьяне, железнодорожники. Всего было около 50 дворов. На месте площади имени Ленина раньше находился базар. Крестьяне из деревень Сущёвки, Кайсаровки, Названовки и других везли на базар зерно, которое за бесценок скупали купцы. От них всецело зависела жизнь крестьян. Купцы сами назначали цену на зерно и с каждым днём богатели.

   Колышлей – маленькая точка на железнодорожном торговом пути, но она давала возможность получить и отправить товар, возможность добраться куда угодно. Станция Колышлей работала. На географической карте начала XX века она уже была обозначена. Началось строительство водонапорной башни, жилых домов, паровых мельниц, элеватора и других сооружений. Деревянный железнодорожный вокзал был построен в 1895 году и простоял около 100 лет (здание было снесено). А новое здание железнодорожного вокзала стало радовать колышлейцев с 1985 года. Все здания той поры связаны с железной дорогой. Разный стиль расстановки сооружений создавал своеобразие и даже неповторимость. Вот и качества в постройках конца позапрошлого века заложены такие, что использовать их и любоваться ими можно и по сей день. Сейчас здания времён начала постройки Колышлея можно пересчитать по пальцам. Например, это краснокирпичный жилой дом около вокзала 1898 года постройки, бывшая водонапорная башня на привокзальной площади (сейчас часовня Колышлейского хуторского казачьего общества), мельница около пруда, большой жилой дом купца Вострокнутова (здание, в котором долгое время находился Колышлейский отдел образования), дом купца Щукарёва по улице Московской (раньше был клубом, музыкальной школой, спортивной школой, в настоящее время – магазин «Фортуна»). А большой бревенчатый дом купца Фадеева застало поколение 80-х, раньше в нём располагался райисполком, а в настоящее время – это пустая поляна рядом с банком по улице Советской.

   Население было малограмотным. В 1904 году в Колышлее имелась одна церковно-приходская школа, где обучалось около 30 учащихся. В 1911 году здесь уже 95 крестьянских дворов. В 1912 году в Колышлее было 565 человек населения: 275 мужчин и 290 женщин. В основном, русские и мордва.

   Железная дорога оживила жизнь района. У крестьян повысилась инициатива к производству продуктов для рынка, но помещики усиливали эксплуатацию деревни. В ряде помещичьих имений стала возникать кустарная промышленность по переработке продуктов сельского хозяйства – мельницы, маслобойки. Население работало главным образом на мукомольном комплексе, а также занималось земледелием и животноводством. В 1914 году началось строительствопервого элеватора. Он является достопримечательностью нашего посёлка, и его можно считать старейшим зданием Колышлея. Элеватор был построен в 1916 году. За время своего существования он периодически перестраивался, возводились новые сооружения и подсобные помещения. В первые годы после постройки он вмещал в себя 5000 тонн зерна. В 1932 году стал называться приёмным пунктом, а затем зернохранилищем. Во время войны было очень трудно. Работали вручную. Зерно возили на лошадях и быках. Элеватор напоминал базарную площадь: так много здесь было народа. Новый элеватор начал строиться в 1968 году, а в 1973 году принял первое зерно. Оба элеватора действуют в нашем посёлке по сей день.

   Жизнь крестьян прилегающих к Колышлею деревень была очень тяжёлой, как жизнь крестьянства по всей стране. В погоне за лёгкой наживой помещики и монастыри нещадно эксплуатировали крестьянство, выжимая из него все соки. Когда после известного «Кровавого воскресенья» 1905 года по всей стране вспыхнули забастовки рабочих, а в деревнях начались аграрные волнения, крестьяне нашего края одними из первых включились в борьбу с ненавистным самодержавием и феодально-помещичьим строем. Заволновались крестьяне в сёлах Трескино, Давыдовке, Пановке, Черкасск... Запылали усадьбы помещиков Дурново, Сомова, Акимова, Топорникова …

Первая мировая империалистическая война ухудшила положение крестьянства. Трудным оно было и в нашем крае. Ведь жителями посёлка были простые крестьяне и рабочие. На фронт были взяты основные кормильцы. Таким тяжёлым положение крестьянства оставалось вплоть до октябрьских дней 1917 года. 

   По переписи 1917 года количество дворов в Колышлее остаётся прежним – 100 дворов. Однако численность населения увеличилась до 936 человек. Сам посёлок был всё ещё небольшим. Многие сёла насчитывали больше дворов. Например, в Кайсаровке в это время 104 двора, в Карауловке – 183 двора, в Апраксино – 195 дворов. В посёлке Колышлей в 1917 году было три мельницы, которые принадлежали купцам Федяеву, Тинякову, Живову; две кузнечных мастерских, принадлежащих Пчелинцеву и Зиновьеву; церковь и церковно-приходская школа.

 

Продолжение следует...

Оставить комментарий