29 марта 2024, пятница
Областные новости

Культура

07.09.2018

Воспитанники Дома детского творчества посетили вымершие села Колышлейского района

По достопримечательностям своей малой родины

Воспитанники Дома детского творчества в рамках туристического похода посетили вымершие села Колышлейского района.

Цель путешествия - ознакомление детей с историческими местами, знакомство с историей сел и их жителей. Так, в один из августовских теплых дней туристы в составе 15 человек отправились покорять просторы Колышлейского района. Это дети - воспитанники Дома детского творчества из сел Березовка и Телегино и руководители - Николай Уханов и Наталья Горячева.

В течение двух дней они посетили села Бекетовка, Раевка, Жуково, Дертево, а также заглянули в село Хопер, где побеседовали с жителями, которые родом из вышеназванных вымерших населенных пунктов.

- Общее расстояние маршрута - около 18 км, которое мы шли пешком. Очень порадовала погода - была солнечной и жаркой. Так что мы без труда перешли реку Хопер, заодно поплавали в прохладных водах нашей природной достопримечательности. Первая остановка была у Каменного леса, где мы и остались ночевать. Находится этот лес за Хопром, а столь удивительное название получил благодаря роднику, вымывающему камни разного размера и пород. Вот его в простонародье так и назвали, - рассказал Николай Уханов.

Мы не первый раз на страницах газеты рассказываем о походе под руководством Николая Константиновича, и каждый раз походное мероприятие богато интересными событиями, сопровождается конкурсами и играми. В этот раз традиции решили не нарушать, поэтому провели короткую спортивно-туристическую полосу препятствий: «Бабочка», прохождение по бревну, сбор и постановка палатки, медицина. Ребята объясняли правила оказания первой помощи в той или иной ситуации, ведь поход - это экстремальный вид деятельности, поэтому каждый должен быть готов оказать первую помощь. Обед и ужин тоже вышли на славу: гречка с сосисками, а также национальное азиатское блюдо шурпа, на десерт арбуз. Утром - полезная каша, так что все были сыты и довольны.

Первое село, которое посетили туристы, было Дертево. Когда-то оно было большим и процветающим, насчитывало больше 1500 жителей, а сейчас 5 дачников - вот и вся деревня. Село примечательно тем, что в нем стоит памятник нашему земляку - первому председателю колхоза Ивану Васильевичу Старостину. В начале советской власти его убила банда Антонова, промышлявшая в наших краях. Иван Васильевич мужественно встал на защиту своего села, за что его жестоко убили шашками. Колышлейские туристы облагородили достопримечательность села, подергали траву и убрали мусор.

Следующими по маршруту были Бекетовка и Александровка. Ребята познакомились с окрестностями этих сел, нашли место расположения Александровской церкви, Бекетовской усадьбы, побывали у памятника Александру Блоку. Многие даже не предполагали, сколько всего интересного хранит наш Колышлейский район.

- С детьми мы проводили небольшие уроки истории, которые всем очень понравились. Вообще, поход был создан для того, чтобы раскрыть свой край, чтобы дети знали о богатой истории своего края, его жителях. К сожалению, много сел района вымерли, но они все равно ценны для нас, несут в себе историю прошлых лет, свои легенды. Например, село Петровка, к сожалению, вымерло полностью, не осталось ни одного дома. Единственное, что говорит о когда-то процветающем селе - это небольшой сруб колодца и сады. Примечательно, что герой Советского Союза  В.Г. Кочеров, чье имя носит в настоящее время Хопровская школа, был выходцем из Петровки. У многих детей, как оказалось, родственники тоже жили или работали в этих селах. Поэтому им еще больше стало интересно, что же стало с этими населенными пунктами, - рассказал Николай Уханов.

Путешествие принесло много положительных эмоций участникам похода. Что может быть лучше, чем в теплый солнечный денек пройтись по живописным местам своей малой родины, полюбоваться пейзажами, вдохнуть аромат сочных трав, понаблюдать за флорой и фауной.

Вечером в дружном кругу традиционно прошла «Свечка» у костра, где путешественники делились своим мнением и впечатлениями о проведенном дне.

Всем очень понравилось туристическое путешествие, ребята готовы к новым приключениям.

- В этот раз в нашей группе были новички, которые также заинтересовались туризмом, горят желанием превносить в нашу туристическую жизнь что-то новое: маршруты, свои традиции и уклады, шутки. Из всего этого и складывается походная жизнь. Я с гордостью могу сказать, что поход, удался! Все тяжести преодолели, несмотря на усталость, выглядели счастливыми. Посмотрели красивую местность района, облагородили памятники. Мы прошли по тем дорогам, по которым ходили наши предки, тем самым прикоснулись к истории, - поделился Николай Уханов.

Такие походы нужны и важны для нас и подрастающего поколения. Интересуйтесь историей своего края, не забывайте выдающихся земляков - мы должны гордиться тем, что живем в такой удивительной местности, богатой своими уникальными достопримечательностями. Надеемся, что сегодняшние села Колышлейского района будут развиваться и процветать многие годы, десятилетия, столетия, и их никогда не назовут вымершими.

Наталья Горячева:

- Поход был тематический - это очень понравилось и нам руководителям, и детям. Мы побывали в селах, которые имеют историческую значимость для нашего района. Несмотря на то, что в походы я хожу крайне редко и преодолеть такое расстояние для меня, как неподготовленного человека, не так-то было просто,  эмоций и впечатлений - не передать словами. Изумительные пейзажи, чистый воздух… Ты остаешься наедине с природой, слушаешь ее удивительные звуки: как журчит ручей, поют птицы. Начинаешь замечать то, чего в обыденное время никогда не видел. Отдыхаешь от суеты и повседневных хлопот, заряжаешься позитивом. В такие моменты физическая усталость уходит на второй план. Хочется отметить наш походный коллектив: ребята такие дисциплинированные и ответственные, к походу готовились основательно. Они все умеют делать сами. Всю работу по приготовлению походной еды они взяли на себя: собрали дрова, принесли воды, приготовили обед. Это заслуживает похвалы. Было очень приятно находиться в такой компании - общительной и веселой. Атмосфера царила дружная, присутствовала взаимопомощь и поддержка. Всем советую хоть иногда оставаться наедине с природой, это благотворно влияет как на физическое, так и эмоциональное состояние человека. Также хочется сказать, чтобы люди не забывали историю своей родины, помнили о выдающихся земляках и передавали эту традицию следующим поколениям.

Анастасия Евдокушева:

- Наш отряд уже давно заболел туризмом. Мы стараемся улучшать свои навыки, чаще ходить в походы. У каждого нашего путешествия есть своя удивительная история, которую потом приятно вспоминать - веселый случай, какая-то особенная фраза. В этом походе мы так же получили дозу новых ощущений и непередаваемых эмоций. Поход к водопаду, игра «Тайный друг», в рамках которой мы дарили друг другу подарочки, - все это складывается в приятные воспоминания.

Виталий Казённов:

- Этот поход был самым незабываемым! Понравился мне в первую очередь нашей дружной и веселой компанией. Мы узнали много интересного о природе нашего района. Я готов и горю желанием отправиться вновь навстречу приключениям с нашим замечательным руководителем Николаем Константиновичем Ухановым.

Алиса Сергеева:

- Время, проведенное в походе, навсегда останется в моей памяти. Дни в дружной компании и с замечательными руководителями прошли весело и интересно.  Очень рада, что в Колышлейском районе есть такие педагоги, готовые в любое время, даже в свой отпуск идти в поход с детьми. Мне в походе понравилось все: от прогулок до уборки памятников. Атмосфера царила дружественная, мы шутили, смеялись, играли. Я очень рада, что провела эти дни с пользой, а домой принесла хорошее настроение и море впечатлений.