Если сравнивать одну эпоху с другой, мы найдем много различий: в политике, экономике, строительстве, здравоохранении, культуре и, конечно же, сфере образования.
Время не стоит на месте… с самого своего образования государство постоянно меняется. Общество и его сферы претерпевают изменения, мир движется вперед, навстречу новому.
Думаю, не раз каждый из вас слышал разговоры отцов и матерей, бабушек и дедушек, вспоминавших жизнь в СССР и сравнивающих ее с современной как лучшую. Да и мы сами, рожденные в СССР, можем провести границу различий.
Во времена Советского Союза в неразрывной связи с образованием правительство считало необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности, сформировать у него высокие моральные качества. Приведу цитату В.И.Ленина, который вносил определенный смысл в содержание морали: «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Он призывал воспитать у молодежи организованность, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, воспитать «всех с малых лет в сознательном и дисциплинированном труде».
Важную роль в деле воспитания всесторонне развитых людей отводилось политехническому образованию. В первую очередь задачи и содержание работы советской школы связывали с организацией народного труда, с актуальными запросами народного хозяйства, промышленности и сельскохозяйственного производства.
Современная молодежь любит пафосно задавать вопрос: «Как вы смогли выжить без интернета, мобильных телефонов и других современных гаджетов?» Да просто у нас были совсем другие заботы, цели и задачи. Да, сейчас много различных благ, которые делают жизнь намного проще, но ведь раньше мы тоже как-то справлялись? Жили и не задумывались, что у нас есть какие-то проблемы. Сейчас вспоминаем детство как самое лучшее время. Оно оставило много удивительных и счастливых воспоминаний.
Воспитание детей было куда проще, родители не задумывались над какими-то методиками. Главное, чтобы ребенок учился, не сбивался с правильного пути, помогал по хозяйству и уважал старших, а в дальнейшем пригодился своей стране, трудился на ее благо. Советская педагогика рассматривала ребенка прежде всего не как личность, а как «заготовку» будущего строителя коммунизма.
Все, что отвлекало от процесса «создания», считалось вторичным, и голоса в защиту учета индивидуальности были слабы и робки.
В воспитании родители были куда проще: игры и забавы на улице, где мы пропадали с раннего утра до позднего вечера. Сейчас дети могут зависнуть только в социальных сетях, либо компьютерных играх. Зато появилось много различных методик по развитию ребенка, становлению его как личности.
Современная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. Да, возможностей у них куда больше - все дороги открыты, главное - это цель и стремления. Школа активно помогает ребенку в становлении его личности, развитии интеллекта и таланта. Открытие психолого-педагогического кабинета - еще один плюс. Теперь каждый ребенок может свободно поговорить о своей проблеме, выговориться и получить дельный совет. Но есть и отрицательная сторона: большая нагрузка в связи подготовкой к ЕГЭ, тяжелая школьная программа и высокие требования к учащимся накладывают свой отпечаток на ребенка и не очень хороший. Многие дети не в состоянии справиться с этим, поэтому возникают стрессовые ситуации, переживания, что пагубно влияет не только на моральное, но даже и на физическое состояние ребенка.
Отсутствие знаний, навыков поведения в таких ситуациях у взрослой части населения, в особенности родителей, не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказываются одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением.
Здесь очень хорошо помогают педагоги-психологи. Главное, чтобы все стороны активно шли на контакт: дети, родители и учителя. Воспитание - это большой совместный труд всех трех сторон.
Плюсы и минусы будут всегда. Ни одна система образования, независимо от времени, не обходилась без положительных и отрицательных качеств. Это закон всего существующего: света не бывает без тени, как и тень без света.
Да, мы воспитывались по-другому, но это не значит, что современная система образования и воспитания хуже или лучше предыдущей.
Неизменным и важным во все времена были и остаются стремления самого человека, его цель, к которой он движется.
Маргарита Коржикова.