26 ноября 2024, вторник
Областные новости

 

 

 

 

Культура

17.06.2019

Про талантливых конструкторов, про грамотных инженеров и про золотые руки построивших замечательную машину рабочих

 

 На окраине Колышлея, на перекрестке трех дорог, стоит памятник, именуемый в нашем поселке - самолет. Мимо едут люди, большинство из которых ни разу не бывали в поселке.  И идет, наверное, такой разговор:

- Помнишь, возле Колышлея…

- Колышлей? А где это?

 - Ну, где самолет. Помнишь?

 - А-а…

И останется у них в памяти только,  что - Колышлей – это где самолет. А нам, может быть, и еще что-то расскажет этот самолет?

Самолет МиГ-15. Модификация – УТИ (учебно-тренировочный истребитель). От боевого МиГ-15  в основном отличается кабиной экипажа. Два пилота, двойное управление. МиГ-15 первый советский массовый реактивный истребитель. На заключительном этапе Великой Отечественной войны наши летчики встретились в воздухе с настоящим «чудом» - самолетами без воздушного винта. Да,  немецкая конструкторская мысль во Второй мировой войне не только создала новейшие передовые образцы техники и вооружения, но и сумела довести их до серийного производства. В том числе реактивные  самолеты.  Будущее было за реактивной авиацией. Поэтому сразу после окончания войны   в КБ  Микояна и Гуревича (МиГ), Яковлева, Лавочкина началось проектирование новых реактивных машин. Удача улыбнулась КБ Микояна. МиГ-15, а потом его модификация МиГ-17 на многие годы стал основным нашим самолетом-истребителем. «Узким» местом  для Микояна был двигатель.  В 1946 – 1947 годах удалось купить в Англии 25 двигателей Роллс-ройс Нин. Вот под эти двигатели в конце  1946 года и началось проектирование самолета, который  станет называться МиГ-15.  ОКБ Микояна  работало  быстро, как в войну бывало. Уже в 1949 году МиГ-15 начал выпускаться серийно.   Общее число произведенных самолетов составило 15560 машин (выпускали СССР, Чехословакия, Польша) - абсолютный рекорд  в мировой авиационной практике.  Они стояли на вооружении 40 стран. Албания рассталась с ними только в 2006 году. Да, кстати, двигатели. Больше их у Англии не покупали. Да и уже другие времена настали, не продали бы их нам. На МиГ-15 стояли советские  РД-45, ВК-1 – модернизированные копии  английских.

Как вовремя подоспели эти самолеты! В 1950 году началась Корейская война.  Северную Корею возглавлял просоветски настроенный Ким Ир Сен, бывший партизанский вождь,  Южную – профессор (тоже бывший) одного из университетов США Ли Сын Ман. Войну начали северяне.  В ходе наступления южнокорейская армия была разгромлена, войска Северной Кореи  оставили противнику только клочок земли, т.н. «Пусанский» плацдарм.  Однако вскоре рамки внутреннего противостояния разрослись.  Усилиями американской армии северокорейцы были смяты, отброшены, стратегическая инициатива перешла к южной стороне. Вот с этого момента, фактически, война Северной и Южной сторон, превратилась в войну США и их союзников (Канада, Великобритания и т.д. – всего более 10 стран), с одной стороны, Китая и СССР  - с другой  Боевые действия сухопутных войск привели к динамическому равновесию – на 4 успешных наступления США было отвечено тремя не менее успешными контрнаступлениями китайских частей.  А вот в воздухе … Бомбардировщики США  не только уничтожали инфраструктуру Северной Кореи – там и на поля было не выйти – все в воронках, в рваном железе … 

Воздушное прикрытие северной Кореи и северо-восточных провинций Китая (где находились базы снабжения, пункты управления, аэродромы), взял на себя СССР.  Был сформирован 64 истребительный авиационный корпус, в состав которого входили 2-3 истребительные дивизии, от одного до 3 отдельных ночных истребительных полков, 2 зенитно-артиллерийских дивизии, прожекторный полк, авиационно-техническая дивизия и другие части тыла и обеспечения. Основным самолетом  воздушной войны  стал  МиГ-15. Вначале с американской стороны нам противостояли самолеты – истребители Ф-80, Ф-84. Это было время господства  МиГ-15 в воздухе. Однако американцы достаточно быстро поняли свои заблуждения, на фронт пришли истребители Ф-86 Сейбр (Сабля), и наше преимущество начало нивелироваться.  МиГ- 15 и «Сейбр» по характеристикам очень близки, в бою они были равными. Пример – МиГ-15 имел гораздо более мощное вооружение, зато у «Сейбра» был гораздо лучший прицельный комплекс – разными методами, но огневое противодействие друг другу сбалансировано. 

Наши войска ПВО ( официально – части Народно-освободительной армии Китая, носили их форму, удостоверения, пытались даже организовать переговоры по-китайски) участвовали в боевых действиях с ноября 1950 года по 27 июля 1953 года. Мы смогли защитить северные районы КНДР и пути снабжения народа Северной Кореи и сухопутных частей китайской армии, которые воевали под именем китайских добровольцев. Наша тактика была оборонительной, бомбардировки Южной Кореи не проводились, авиационной поддержки сухопутных войск не было. Руководство СССР опасалось, и тому были очень веские основания, развязывания Третьей Мировой войны. Корейская война завершилась «разбитыми корытами» с обеих сторон. Новый раздел Кореи прошел примерно по прежней границе. Последствия войны ужасны – погибли миллионы людей (от 3 до10), уничтожена промышленность, сельское хозяйство.

 Когда-то, на заре 20 века, полковой капельмейстер Илья Шатров написал вальс - элегию «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» о павших в  китайских сопках «героях русской земли». Вальс – воспоминание об отчаянной штыковой атаке  с развернутым знаменем под звуки полкового оркестра. За Веру, Царя и Отечество. Вальс – напоминание -  Вера и Отечество должны остаться с нами.  Как были с ними Вера и Отечество на китайской и корейской земле в 1904, в 1945, в 1950-1953 годах… 

 Но - уже новое поколение сначала робко, а потом по-хозяйски бралось за ручку управления МиГов пятнадцатых, семнадцатых … В оренбургском небе родился летчик-истребитель Юрий Гагарин. Потом была у него служба на Северном флоте, в далеком гарнизоне Луосари, в 14 км от норвежской границы. Здесь, в Луосари, Гагарин, по его собственному признанию, научился летать (он летал на МиГ-15 бис). Здесь жил в одной комнатке с женой Валей и дочкой Леной. Дровяная печка, железная бочка с краном –  все для удобства человека.  Отсюда ушел в отряд  космонавтов.

Через 8 лет он вновь вернется к МиГ-15.  Зачем космонавты возвратились к полетам на самолетах, я не знаю. 27 марта 1968 года самолет МиГ-15 УТИ, пилотируемый летчиком без класса полковником Ю.А.Гагариным с инструктором летчиком-испытателем 1 класса полковником В.А. Серегиным взлетел для выполнения учебного задания. Через 25 минут полета самолет перестал наблюдаться РЛС. Вот и все.

 Вот и все, что нашептал старый МиГ, застывший на взлете над перекрестком колышлейских дорог. Про талантливых конструкторов, про грамотных инженеров и про золотые руки построивших замечательную машину рабочих; про героев, защищающих русскую землю; про человека, чье имя было известно на Земле всем.

Валерий Варламов.

Оставить комментарий