Порой люди заходят в храм не только чтобы помолиться, поставить свечи, но и с вполне практической целью – что-то освятить.
Причем понимание этого обряда у всех разное. Кто-то верит, что после освящения ему обязательно повезет. Кто-то следует совету «знающих» соседок. А кто-то напротив исполнен насмешливого скептицизма. Так зачем же мы освящаем вещи, дома, машины?
Освящением чего-либо мы называем обряд, который вводит Церковь в храмовую и личную жизнь нашу, чтобы через него нисходило на нас благословение Божие. Освещая какую-либо вещь, мы стараемся предохранить себя от того, чтобы она стала орудием зла. Простейший и повседневный вид освящения – это осенение себя крестным знамением.
Освящение материальных вещей известно с древности и всегда оно носило духовный смысл. Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы. В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают через Воскресение Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. Вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
Приходя в храм, не стоит, конечно, думать, что освященная машина сама по себе спасет водителя от аварий. Освящение – это не заклинание от беды, а икона и крест не языческий оберег. Чтобы что-то изменить в своей жизни, в первую очередь следует заняться преображением своей души. В частности изменить отношение к Богу, к Которому обратились с молитвой, да и к вещи, которую освятили. Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел Хранитель. Тогда освящение пойдет ему на пользу, и Господь покроет его человеческие немощи. Ведь странно ждать помощи и спасения от Господа человеку, который сам не заботится о своей душе.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман».
Для желающих посетить богослужение в Вознесенском монастыре с. Пограничное будет организован бесплатный автобус 27 октября в 7:00 от остановки в центре Колышлея (торговый павильон «Точка»).
Марина Шмелева.