Преподобный Макарий Оптинский писал: «У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго».
Пожалуй ни одно церковное Таинство не вызывает у верующих людей столько сомнений и вопросов, как Таинство Елеосвящения или Соборования.
Почему оно так называется?
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии.
После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином.
Таинство может происходить как в храме, так и в других местах. Общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.
Кто может принимать в нем участие?
Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Мало кто может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний.
Как приготовиться к Таинству?
Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется.
Отменяет ли оно необходимость врачебной помощи?
Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.
Марина Шмелёва.