Почему люди начинают заниматься фермерством, выращивать хлеб, разводить скот, невзирая на непростые проблемы становления и порой без поддержки со стороны государства? Ответ на этот вопрос могут дать и те, кто, к примеру, хорошо знает Дмитрия Клюева, трудягу, работающего на Плещеевской земле.
Несколько лет назад Дмитрий Владимирович, который живёт в п. Родниковском решил, что в торговом бизнесе, как было сказано им самим, стало скучно и неинтересно. К тому же не мог он больше без боли смотреть на пустующие окрест поля и заброшенные животноводческие помещения. Глава Плещеевского сельсовета Виктор Кузнецов сказал мне в разговоре о Дмитрии очень ёмко: "Это замечательный человек и семьянин (у него двое ребят-школьников). Он один из последних энтузиастов, решившихся работать на земле, несмотря на все трудности и лишения. Дмитрий настоящий патриот деревни и своей страны. Таких, как он, неравнодушных к судьбе села, людей, которые не рассуждают на эту тему, а занимаются делом, теперь или совсем уже нет, или остались единицы…".
Выкупив у собственника помещения на свои средства, изначально Дмитрий Владимирович начал со свиноводства. Поголовье закупил на средства поддержки через ЦЗН по программе самозанятости населения. А спустя время, понял, что, пожалуй, без занятия земледелием не обойтись (свиноводство - дело хорошее, но не в чести у государства из-за африканской чумы). Поэтому, выкупил фермер паи и стал учиться тонкостям растениеводческой работы. На первых порах за советом он обращался к главе сельсовета В.В. Кузнецову, который, являясь агрономом по специальности, по его словам рад был чем-то помочь. В настоящее время у Дмитрия 240 га земли с севооборотом 60-60-60-60: пшеница, лён, горчица и пары. Сейчас пшеница уже полностью убрана, но, по словам фермера, урожайность небольшая - 20 ц с га. Это значит, что в будущем году Дмитрий будет обязательно работать с удобрениями. Горчица и лён сейчас - в процессе уборки. Фермер надеется, что с культурами не прогадал: конъюнктуру рынка всегда следует чувствовать.
Хотя не всё и не всегда зависит от чутья земледельцев. Уже не раз фермеры на страницах нашей газеты высказывались насчёт самой больной на сегодня темы - кадастровой стоимости земли. Как и все сельхозпредприятия, КФХ Д.В. Клюева тоже получало субсидии по программе так называемой несвязанной поддержки (на гектар). Их можно было бы потратить на нужды своего производства (например, КФХ техника нужна, да и земли бы ещё прикупить), если бы не необходимость платить большие налоги.
- Судите сами, - говорит фермер. - После государственной оценки моей земли её кадастровая стоимость составляет 5 млн. рублей. Однако после независимой её оценки сумма оказалась несопоставимой - 265 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу. Тогда уж и в банках её залоговая стоимость должна быть по кадастровой цене. Но почему-то этого не происходит. Банкам она вообще не нужна, - рассуждает Дмитрий.
Откровенно говоря, налог в текущем году фермер заплатил после решения суда. Не стал оплачивать огромный налог (более 40 тыс. руб.) добровольно, если можно так сказать, из чувства протеста против несправедливости.
- Скажите, зачем нам даётся бюджетная субсидия (на гектар земли), если всё равно её приходится отдавать (что я и сделал) на налоги?
В этой связи, как считает фермер, не грех бы и сельскохозяйственным профсоюзам не быть безучастными, а защитить фермерское сообщество. Раз государственные мужи не слышат фермеров (а кадастровые проблемы актуальны повсеместно), почему бы профсоюзам не обратиться "наверх" за решением нашей проблемы, которую многие собственники пытаются решить через суд, чтобы, имея на руках независимую экспертизу стоимости земельных участков, уменьшить их кадастровую стоимость. А пока, как говорится, суд да дело, пускать субсидии, предназначенные для производственных нужд, на отплату налогов КФХ Клюева придётся и впредь. Ведь нюансов с переоценкой земли и узакониванием её стоимости так много, что пройдёт не один год, прежде чем налог можно уменьшить, хотя эту мороку с переоценкой земли через суд надо проводить далеко не один раз. А тут и фирмы-посредники пытаются нажиться: вроде через них ещё придётся утверждать бумагу (а значит, опять платить деньги), полученную от независимых экспертов.
Дмитрий очень переживает и за неиспользующиеся земли. Он не понаслышке знает, что есть желающие (и он сам тоже) купить невостребованные участки. Но знает и то, как сложен их возврат в муниципальную собственность. По мнению фермера, эту процедуру в государстве надо упрощать, но для того нужна политическая воля, как это было (хотя, возможно, и неуместно сравнивать) в ситуации с Крымом. Однако Дмитрий Владимирович убеждён, что земельный вопрос - тоже проблема безопасности, только продовольственной, и к нему в стране должен быть продуманный подход по принципу "не навреди". Кстати, фермер говорит: жаль, что нет личной возможности поблагодарить президента России за его последние шаги в стратегии защиты государства, поэтому, как патриот патриоту, он говорит Владимиру Путину "огромное спасибо" на страницах газеты, хотя и местной.
Жизненное кредо Дмитрия самое простое: "Если ты живёшь в деревне, ты просто обязан заниматься производством сельхозпродукции". Образ жизни сельского человека не может быть иным, и он должен стремиться к созидательному труду на земле, считает фермер. Сам он, выполняя свою программу, старается привлечь и, если угодно, помочь тем, кто как бы "потерялся" в этой жизни. Троим таким у себя в хозяйстве он пытается дать шанс понять смысл бытия. Остаётся лишь им воспользоваться, ведь сельхозпредприятие Д.В. Клюев будет стараться развивать. Например, в этом году планирует купить 2 трактора - Беларусь и Т-150. А в будущем году наметил приобрести комбайн. А пока - поле зовёт, потому что не только весенний, но и любой день аграрного сезона год кормит…
Ольга Юдина.